Для любого полиэтничного государства одним из главных условий его целостности и независимости выступает интеграция проживающих в стране этносов в единую гражданско-политическую общность, т.е. в нацию. В виду этого для Казахстана, как для полиэтничного государства, создание единой нации выступает одним из основных требований стабильного развития и существования государственности. Поэтому власть с самого начала стремилась консолидировать казахстанцев в единую нацию. Вопрос только в том, как это осуществляется на деле.
Ретроспективный обзор действий власти в области национального строительства говорит о том, что данный процесс обрел впервые некоторые очертания лишь в середине 1990-х годов прошлого века. Не случайно именно в эти годы появилась Ассамблея народов Казахстана (АНК), которой была отведена одна из ключевых ролей в деле консолидации проживающих в республике этносов. Появились первые правовые положения некоторых принципов построения казахстанской нации, сформулированные в Конституции 1995 года. В этом основном законе, в отличие от предыдущего от 1993 года, исключено деление этносов Казахстана на титульный и нетитульные, были введены положения, обеспечивающие этнический плюрализм в стране. Это дало основание правящей власти вслед за президентом заявить, что руководящим принципом национального строительства в Казахстане является идентификация не по этнической, а по гражданской принадлежности. То есть слово «казахстанцы» стало возводиться в разряд самоназвания нации нашей республики. С тех пор стали говорить о так называемой казахстанской нации, а в наше общество стало активно внедряться мнение, что построение нации в Казахстане успешно реализуется. Так, в 2007 г. была переименована АНК, став ассамблеей не народов, а народа Казахстана. То есть здесь подразумевалось, что казахстанская нация уже фактически появилась. Не случайно по поводу этого переименования российский эксперт Н. Харитонова верно заметила: «То есть предполагается, что народы, проживающие в Казахстане с момента принятия поправок, есть единый народ Казахстана, нация-согражданство. Нация, как она понимается на Западе» [1].
В августе прошлого года на республиканском семинаре-совещании по вопросам взаимодействия госорганов в сфере внутренней политики тогдашний руководитель Администрации Президента РК К. Келимбетов заявил, что к одним из основополагающих ценностей внутренней политики Казахстана относятся такие идеологемы как «стабильное развитие нации» и «единство нации» [2]. В данном случае опять подразумевается, что в Казахстане уже фактически стала складываться нация.
В октябре 2008 г. прошла XIV сессия АНК, которая была посвящена единству нации. То есть и здесь говорится о казахстанской нации, как о состоявшемся феномене.
Вместе с тем, объективный взгляд на сложившееся положение вещей в этнической сфере Казахстана позволяет усомниться в успешности процесса национального строительства. Главным признаком того, что казахстанскому обществу еще далеко до национальной консолидации, является тот факт, что во взаимоотношениях этносов Казахстана наблюдается латентная напряженность, которая периодически дает о себе знать. События в Шелеке, Казаткоме, Маятасе, Малыбае – просто хрестоматийный пример обострения ситуации в межэтнической сфере.
Кроме того, не нужно проводить специальных исследований, чтобы убедиться в том, что в Казахстане наблюдается высокий уровень этнической поляризации и изоляции. Тесная этническая групповая солидарность, наблюдающаяся среди некоторых этносов Казахстана, имеющиеся факты этнокультурной обособленности этнических групп, как и распределение экономических ниш по этническому признаку выступают, на наш взгляд, одним из проявлений процесса этнической изоляции. Факты этнической изоляции в Казахстане также выражаются в самоустраненности представителей ряда этнических групп от вопросов государственного управления и концентрации их усилий в сфере малого бизнеса.
Серьезным основанием дезинтеграционных процессов в казахстанском обществе является наметившаяся тенденция нарастания взаимного неприятия этноориентированных русских и казахских организаций, наблюдающаяся на различных форумах, интернет-порталах. Так, этноориентированные казахские организации убеждены в том, что казахстанская нация должна складываться вокруг казахского народа, то есть по моноэтническому признаку. Аналогичные русские организации же считают, что национальное строительство должно проводиться только лишь по линии согражданственности. Противоречия по данному вопросу наблюдаются и в экспертном сообществе. В результате, в настоящее время в Казахстане нарастает тенденция реальной поляризации общества в виду существования различных, порой взаимоисключающих позиций по вопросам национального строительства.
В связи с вышесказанным несколько странными выглядят утверждения о том, что в казахстанском обществе успешно развиваются межэтническое согласие, взаимопонимание и межэтническая интеграция. На наш взгляд, данные проблемы вызваны следующими факторами.
Во-первых, предпринимаемые властями страны меры по консолидации казахстанского общества в единую нацию становятся пустым сотрясением воздуха в виду отсутствия национальной идеологии, методологии об идеях, способных объединить общество. В результате в стране до сих пор не выработана национальная идея.В стране периодически выдвигаются различные государственные программы с претензией на общенациональный охват, но в реальности эти программы не находят полноценной поддержки в обществе, которое не понимает, а значит, не принимает их. Так, за годы независимости в нашем государстве были выдвинуты несколько стратегий, таких как «Казахстан-2030», «Вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира», «Идея Евразийства» и т.п., которые так и не обрели статус общенациональных идей, способных быть консолидирующим, идейным ориентиром для жизнедеятельности всего общества. В этой связи следует отметить, что такого рода спорадическая деятельность государства обуславливает высокий уровень дезорганизованности, рассогласованности казахстанского общества и отсутствия в нем четкого представления по направлениям национального строительства. Поэтому не случайно отсутствие национальной идеологии стало главной причиной того, что за все это время практически не предпринимались никакие попытки по выработке базиса казахстанских ценностей, способных консолидировать этнические группы Казахстана. Именно отсутствие общей для масс идеологии, способной привести к национальному единению привело к тому, что в настоящее время расширяется процесс дезинтеграции ценностной ориентации казахстанского общества, которая проявляется в виде его этнокультурной и социальной раздробленности.
Во-вторых, отсутствует четкая стратегия национального строительства. За все время, прошедшее с начала выработки действующих принципов построения казахстанской нации, так и не был принят ни один концептуальный документ, в котором бы обосновывалась стратегия национального строительства в Казахстане. В результате базовые положения национального строительства принимались на вооружение без необходимой систематизации, концептуализации, научно-методологического, стратегического обоснования. Тем самым существующие в настоящее время представления о стратегии национального строительства имеют несколько размытый вид. Итогом таких метаний стало то, что процесс национального строительства идет достаточно противоречиво, хаотично и бессистемно.
В-третьих, власть практически не предпринимает никаких попыток по установлению диалога с обществом по актуальным и наболевшим вопросам национального строительства. Между тем, в настоящее время в нашем обществе активно обсуждаются вопросы национального строительства. Видные представители общественности уже не раз в открытой, публичной форме выражали свое несогласие с выбранными принципами национального строительства. Отсутствие открытого, диалогового обсуждения проблем национального строительства расширяет разноплановость существующих в экспертном сообществе подходов к базовым терминам национального строительства. В итоге, как в обществе, так и в государственных органах нет отчетливого представления об основных векторах построения казахстанской нации. Так, по данным социологических исследований АСиП, около 35% казахстанцев так до сих пор и не поняли, что важнее в нашей национальной идентичности – этничность или гражданственность. Доля дезориентированных респондентов достигла среди казахов 30%, среди русских эта цифра равняется к 39%, среди людей другой этничности – 35,2% [3].
Таким образом, уход власти от диалога с обществом по вопросам национального строительства выступает одним из существенных факторов обостряющейся изо дня в день обстановки вокруг данной полемики. Можно утверждать, что среди казахстанцев наблюдается высокий уровень неприятия того, как реализовывается национальное строительство. Прямым и косвенным свидетельством этого является то, что среди этнических групп Казахстана имеет место недовольство своим этнополитическим статусом. В особенности данная проблема проявляется среди казахского большинства, которое все чаще выражает недовольство состоянием государственного языка с одной стороны и представителей этнических русских в отношении статуса и будущего русского языка с другой стороны. Кроме того, представители практически всех не титульных этнических групп Казахстана считают, что ограничиваются их конституционные права на доступ к государственной службе [4].
В связи с вышесказанным, возникают сомнения в возможности консолидировать казахстанское общество в единую нацию в виду его разобщенности и широкого несогласия его членов с тем, как реализуется национальная политика. Между тем, как показывает мировая практика и теория национального строительства, политическая нация может состояться лишь тогда, когда интересы государства, его основных векторов развития разделяются всем обществом. Т.е. когда в обществе придут к пониманию того, что национальное строительство – это процесс политической консолидации граждан в единую нацию не только посредством усилий государственной власти, но и путем активного участия самого общества.
Таким образом, вышесказанное позволяет полагать, что национальное строительство в Казахстане реализуется неудовлетворительными темпами в большей мере потому, что в данном процессе задействована лишь исключительно государственная власть. В то время, как в данном процессе необходимо широкое гражданское участие, сознательная гражданская позиция. В этой связи представляется, что успешная реализация задачи по консолидации казахстанцев в единую нацию реализуема при активном вовлечении общества в обсуждении вопросов и проблем национального строительства.
02.02.2009
Алияров Е.К., Президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, доктор политических наук
Мамираимов Т.К., Эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры
Список использованной литературы:
1. От новой Конституции к новому парламенту. http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsf0a3.html?id=791.
2. В Астане состоялся республиканский семинар-совещание по вопросам взаимодействия госорганов в сфере внутренней политики // http://www.nomad.su/?a=3-200808280339 .
3. Б. Бектурганова. Идея Казахстана как Национального государства и ее воплощение в жизнь // http://www.zakon.kz/our/news/printt.asp?id=24621.
4. Результаты социологического исследования, проведенного Центром актуальных исследований «Альтернатива» при содействии Международного института региональных исследований «Открытое общество” в августе 2008 года. http://www.alternativakz.org/index.php?go=News&in=view&id=47.
Categories: Зьнешнія адносіны, Нацыя
Пакінуць адказ