Общаясь с гражданином РФ митрополитом Павлом и Синодом БПЦ МП, Александр Лукашенко призвал еще активнее формировать ряды духовенства исключительно из белорусов. На что намек? Ситуацию комментирует теолог Наталья ВАСИЛЕВИЧ.
”Здесь должны служить белорусы, пускай иностранцы и беспредельно преданы нашему народу и государству. С первых дней своего президентства я провожу эту линию, прежде всего в отношении католиков. И подвижки разительные: очень много пришло священнослужителей-белорусов в католическую церковь”, — сказал Лукашенко.
Действительно, в Белорусской Православной Церкви Московского патриархата кадры, в основном, местные. Но руководство Белорусской Православной Церкви Московского патриархата – в частности, сам митрополит Минский Павел, – граждане Российской Федерации, пускай и “беспредельно преданные” белорусскому государству в лице президента. Кроме того, что назначение Павла в Беларусь в качестве руководителя религиозной организации вообще незаконно, в православных кругах растет недовольство его политикой, особенно со стороны крупных минских настоятелей, а также руководителей (теперь уже бывших) крупных организаций БПЦ МП – связанных и с местным бизнесом, и с государственными органами. Во времена митрополита Филарета (Вахромеева), в эпоху церковного возрождения 1990-х – начала 2000-х, это были инициативные люди, с жилкой – умением работать в условиях современной Беларуси. Они развернули широкомасштабную деятельность, пускай и не всегда она была кристально прозрачной и без злоупотреблений разного рода.
Христианский образовательный центр имени Кирилла и Мефодия – на котором держались в значительной степени сначала теологический факультет ЕГУ, а потом и Институт теологии БГУ, Кирилло-Мефодьевские чтения и другие крупные богословские конференции экуменического характера, – фактически, разорен и как организация сошел со сцены, после того как митрополит Павел уволил создателя и многолетнего руководителя МХОЦ Григория Довгялло, поставив на его место молодого священника. Такая же судьба фактически постигла и Издательство Беларусского экзрахата, одну из крупнейших организаций, когда был уволен его создатель и многолетний руководитель Владимир Грозов, а на его место поставлен молодой священник. Епархиальный совет как орган, управляющий Минской епархией, также был фактически переукомплектован – на место крупных настоятелей были поставлены молодые новички, более контролируемые, единственным ресурсом которых является лояльность к митрополиту Павлу.
Минскую Духовную академию только-только перевели из Жирович в Минск, таким образом, открыв для ее деятельности большие возможности, особенно актуальные в контексте реформы образования в академии, ее перехода на новый, более высокий уровень, организации учебного и научно-исследовательского процесса. Государство именно на проект академии (и пресловутой подготовк местных кадров) выделяло огромные средства, и вот теперь возникла угроза того, что учебное заведение могут из центра Минска выслать назад – в духовный центр БПЦ МП, в Жировичи. А на Зыбицкой (название улицы стало нарицательными – здесь гудит минская вечерняя жизнь, много пабов, проходят концерты под открытым небом и тусуется молодежь), возможно, митрополит Павел сделает свою резиденцию. По крайней мере, такие слухи ходят не только в блоге у Кураева.
Кроме митрополита Павла среди иностранных священнослужителей в Минске отличается “дипломатический работник” – игумен Вассиан Змеев, представитель Московского Патриарха при Белорусском экзархате, этакий московский нунций. И все бы ничего, но кроме дипломатической работы ему определили быть настоятелем Покровского храма, возле которого каждый день на работу ездил Сам Президент. Покровский храм – своеобразный центр “русского мира” в Минске, его строило Братство Архистратига Михаила, которое там же проводило конференции в стиле “русского национального единства” и всячески продвигало связанный с этим комплекс идей. Кроме того, что из Третьего Рима в Покровский храм в прошлом году прислали нового настоятеля (также гражданина Российский Федерации Николая Валерьевича Змеева, государственное согласование о пребывании которого для занятия религиозной деятельностью в общине заканчивается, кстати, 09 декабря 2016 года), постепенно и Братство в лице Олега Витальевича Дихтиевского было подвинуто с занимаемых площадей. Вот так, парадоксально, ожидаемый “русский мир” пришел и стал хозяином в доме, который Дихтиевский строил для себя.
Конечно, Лукашенко мог намекать на общую неудовлетворенность со стороны “старых элит” по отношению к новому “иностранному” руководству БПЦ МП. Мог он намекать и на “оптимизацию интеграции” с Россией в контексте газовой войны – хотя для войны намек получился какой-то слишком непрозрачный, ведь прямого неудовольствия тем, что БПЦ МП управляется российским гражданином, высказано не было. Тем более, митрополит Павел подчеркивает свою “беспредельную преданность государству” в лице президента: “Белорусская православная церковь – не конкурент государству, а надежная и созидательная опора государству и обществу”. Да и президент не сомневается в лояльности БПЦ МП и ее духовенства: ”Особо подчеркну конструктивную позицию духовенства в отношении современных политических событий, происходящих в нашей стране. Это в очередной раз доказывает вашу заинтересованность в динамично развивающемся белорусском государстве”.
Такой обмен любезностями, конечно, снимает напряжение “иностранных граждан”. Но остается напряжение недовольства новым хозяином, который, выражаясь словами одной белорусской песни, “тыцкае пальцамі ў сала і наводзіць свае парадкі”.
Наталья Василевич, Portal-Credo.Ru
Categories: Зьнешнія адносіны, Рэлігія
Пакінуць адказ