В Беларуси – революция! Так! – потому что революция – это не что иное, как попытка изменить существующую систему на новую. Люди мирно вышли на улицы, чтобы убрать авторитарную систему правления, сформированную за 26 лет первым президентом страны г-ном Александром Лукашенко, бывшим директором «совхоза – советского хозяйства», а сегодня – он последний диктатор Европы. Действительно, в Европе больше нет примеров стран, где человек так долго бы находился у власти. В мире есть такие страны, но все они не европейские: африканские (Камерун, где один и тот же человек у власти 45 лет; Экваториальная Гвинея – 41; Республика Конго – 36; Уганда – 34; Чад – 30; Эритрея – 27, Руанда – 26) или азиатские (Иран – 39, Камбоджа – 35; Казахстан – 28; Таджикистан – 28). В большинстве случаев наличие таких «долгоживущих» лидеров свидетельствует о недемократическом порядке в таких странах.
Но, видимо, революция началась не из-за долгого правления страной одним человеком. Что же тогда произошло в Беларуси? Почему вдруг люди стали требовать освобождения политзаключенных, новых справедливых выборов, свободы – целей, которых невозможно достичь без отстранения от власти неизменного авторитарного лидера Беларуси.
Однако, диктатором Лукашенко стал не в этом году. Диктаторские манеры этого человека были заметны многим сознательными людьми из национальной среды с самого начала его прихода к власти. Они проявились в разгоне Верховного Совета Республики Беларусь; в изменении Конституции и государственной символики через спровоцированные референдумы, проводимые на фоне обещанной борьбы с коррупцией и экономического союза с Россией; в жестком подавлении любых протестов, особенно в 2006 и 2010 годах, после чего можно было говорить о почти полном разгроме оппозиции; в постепенном уничтожении всего беларуского и национально-сознательного, что во многом можно квалифицировать как этноцид беларусского народа. Создав беспрецедентные президентские полномочия, избрав ручной парламент, образовав лояльные творческие союзы и СМИ он строит русскоязычное цивильное государство. Вместе с этим, приняв законы, по которым «нельзя стоять и хлопать в ладоши», «нельзя ходить с бело-красно-белыми шариками», «нельзя ходить по тротуарам и мирно протестовать», а сегодня нельзя стоять втроем во дворе своего дома – г-н Лукашенко «заставил» беларусов наконец выйти на улицы.
Оказалось (!), что все наши соседи и не только, а также беларусы всего мира испытывают огромную гордость за беларусский народ, который так долго «спал», находясь под гнётом исторических условий, обстоятельств, привычной толерантности-«памяркоўнасці» и т.д., теперь вот уже более 4 месяцев подряд выходит на улицы, демонстрируя свое достоинство и выражая волю к избавлению от тирании.
Каким образом Лукашенко довел до кипения беларусов в стране, которую многие на постсоветском пространстве ставили в пример чистоты, порядка и хорошей жизни? Правда ли, что до 2020 г. Лукашенко со своими жесткими методами управления страной удовлетворял большую часть белорусского общества? Или то, что очень постепенно накапливалось на фоне многолетней лжи и обещаний, только сегодня вдруг переросло в революцию?!
Я полагаю, что презрительное отношение режима к людям во время эпидемии КОВИДа не стало толчком к революции, а было лишь фоном для неё. Основными причинами беларусской революции были недовольства и чувства обманутых людей во время и после президентских выборов, а второй причиной были боль, несправедливость и унижение во время мирных протестов, когда люди чувствовали и видели насилие, чрезмерное применение силы и нежелание властей признать протестантов людьми. Для Лукашенко люди на улицах – «головорезы, отмороженные, крысы, наемники западных спецслужб». Бесчеловечный диктатор и кровожадные собаки, закрытые балаклавами, которых он выпестовал для защиты своей неограниченной власти, вызывают только отвращение, гнев и непрощение.
Практически во всех постсоветских странах в то или иное время происходили революции, которые прозваны цветными, но по сути были национально-освободительными. Слово «освободительные» характеризует прежде всего то, что они (революции) говорили «добрый день» национальной свободе, и «до свидания» – советскому наследию. Беларусскую революцию 2020 года можно назвать национально-освободительной лишь условно: в том смысле, что освобождение страны от злого и хитрого диктатора с просоветским мышлением можно перенести только на само слово «освобождение (от этого диктатора»). Однако после Лукашенко останется много таких же роботоподобных чиновников с тем же мышлением. Национальное освобождение от наследия прошлого произойдет не сразу. Вряд ли люстрация «роботов» поможет и будет ли она вообще полностью оправдана для всех запуганных диктатором чиновников (кроме тех, кто совершил преступления)? Будет ли само отравленное общество / население очищено во время революции и превратится в настоящую зрелую нацию? Может быть. Но не сразу.
Революцию 1991 года, когда Беларусь обрела независимость, формально можно было назвать освободительной. Но на самом деле тогда она прошла для большинства населения относительно незамеченной. Поэтому слово «освободительная» не совсем соответствует сегодняшней беларусской революции. Национальной её тоже назвать нельзя, несмотря даже на то, что она проходит под национальными флагами. Носители революции и ее лидеры не провозглашают национальные лозунги и не ставят целей, направленных на решение национальной идеи и построение национального государства. Основные требования протестующих – освобождение политических заключенных, расследование и наказание преступлений, совершенных против народа во время протестов, и проведение новых выборов – полностью демократические требования. В то же время без их решения в будущем невозможно даже мечтать об окончательной реализации национальной идеи. Именно поэтому я называю начавшуюся в Беларуси народно-демократическую революцию «Революцией надежды-2020», которая в конечном итоге выведет нашу прекрасную европейскую страну из-под колониального евразийского рабства и позволит ей цивилизованно развиваться. Чтобы спасти будущее нации, победа в демократической революции необходима как воздух. Но как добиться этого?
Пока не кажется, что для этого есть необходимые предпосылки. Значительная часть населения не убеждена в том, что Лукашенко проиграл выборы. Да, есть много свидетельств того, что выборы были сфальсифицированы, но даже независимый подсчет голосов по проекту «Голос» все же дал Лукашенко преимущество, не 80%, как посчитала ЦИК, а чуть более 60%. Маловероятно, что информация о фальсификации выборов была доведена независимыми СМИ до сведения всего населения.
Несмотря на сотни тысяч протестующих на улицах Минска, остальная часть двухмиллионного населения города наблюдает за демонстрациями с балконов. Очевидно, что такие массовые акции протеста это большой успех, они свидетельствуют о пробуждении нации. Ведь до недавнего времени Николай Статкевич мог вывести на улицу всего до 1000 демонстрантов. И все же, если раньше считалось, что сотни тысяч протестантов в столице будет достаточно для того, чтобы диктаторский режим отступил или отреагировал переменами, то теперь, по словам С.Алексиевич (Хартия-97, 5 декабря 2020), хотелось бы видеть миллион протестующих на улицах столицы.
Такое ощущение, что революция замедлилась, и одна из причин этого заключается в том, что люди, которые выходят на улицы, лишены многих лидеров – многие из них за границей, другие в тюрьмах. Те горизонтальные протестные группы, которые самоорганизуются в своих кварталах, никак не могут слиться в один общий протест. Ситуация выровнялась в декабре после 4 месяцев протестов – протесты утихли, режим загнал людей новой волны оппозиции во дворы. Очень сомнительно, что скоро им удастся оттуда выйти. К 2020 году национально-сознательные силы были загнаны в гетто. В нынешней ситуации статус-кво (если ничего не изменится) власть будет проводить зачистки среди людей новой протестной волны – ведь не зря едят хлеб «чёрно-оливковые» слуги-бандиты режима в балаклавах на лицах? У беларусов нет оружия, а если бы оно и было, то пример поражения в вооруженной борьбе за национальную свободу в Чечне ясно показывает, что в наше время партизанская война не пройдёт.
Более того, Беларусь, однажды названная А.Адамовичем беларусской вандеей, фактически остается таковой до сих пор. В стране, месте паломничества в прошлом отставных советских офицеров, где до сих пор правит Лукашенко, последователь и прилежный ученик бывших советских сатрапов (Мазур, Машеров, Козлов) уже давно построена линия Сталина, а мирные протестанты, которые хотят справедливых демократических перемен, отгорожены колючей проволокой. Очень символично, что 300.000 человек под бело-красно-белыми флагами, которые они подняли как символ перемен, не допускаются к Стелле в центре Минска, потому что национальные флаги согласно заявлениям диктатора использовались коллаборационистами во время Второй мировой войны. Стена из колючей проволоки, окружающая Стеллу, стала новой стеной между новым и старым, между Востоком и Западом, между Византией и Римом. А беларусская армия в эти дни готовится к российско-беларусским учениям «Запад-2021».
После нескольких месяцев непрерывного сопротивления, которое пока не привело к желаемым изменениям – в первую очередь, ожидаемому вылету из страны самолета с номером рейса «первый», революция переходит в хроническую фазу, где власть берёт верх. Пока что никто из ближайшего окружения диктатора не ушёл в отставку. Объявленная в сентябре внеочередная сессия беларусского парламента, посвященная рассмотрению насилия на улицах страны, не состоялась по понятным причинам. Свой очередной хитрый ход Лукашенко начал с предложения изменить Конституцию Республики Беларусь – ему нужно выиграть время.
Похоже, что существующие настроения и надежды на возобновление и усиление протестов могут не сбыться к весне. Очевидно, что толерантные-соглашающиеся и расчётливые белорусы, ещё не присоединившиеся к революции, решили переждать этот момент, чтобы не стало ещё хуже, чем есть при Лукашенко. Имея по «500» (долларов в месяц), а на самом деле по «300», возникает ощущение, что рабочие могут выйти на улицу только тогда, когда станет действительно совсем плохо, по крайней мере, при цифрах, которые ниже указанных выше.
Кажется, у революции нет резервов, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. В истории Беларуси было немало эпизодов, когда развитие нации было непосредственно связано с влиянием внешних сил или с ослаблением могущества Восточной Империи. Следует напомнить, что создание БНР и БССР было в значительной степени обусловлено крахом царской России, Октябрьским переворотом и немецкой оккупацией, а не внутренними силами; Беларусское возрождение в 1930-е годы происходило на фоне новой экономической политики в СССР, а поворот большевиков в национальной политике на 180 градусов был вызван их желанием осуществить мировую пролетарскую революцию, в чём была причина уничтожения национально-демократических сил, мешавших им это сделать; беларусизация происходила даже во время Второй немецкой оккупации во время последней мировой войны; вторая волна беларусского возрождения в конце ХХ века. стала результатом распада СССР, слабости и хаоса в России, которые сопровождались парадом суверенитета всех 15 пост-советских республик в течение одного 1991 года.
Слаба ли и безразлична сегодня Россия по отношению к Беларуси? Очевидно нет. Россия как главный влиятельный «регулятор» для белорусов на протяжении последних двух столетий держит руку на пульсе, и очевидно, что Лукашенко её устраивает по главной причине – сама Россия боится цветных революций. Об этом чётко говорится в указе Путина №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, 31 декабря 2015г.). Кроме того, Россия стремится к гегемонии на постсоветском пространстве, и недавние события на Южном Кавказе ярко это продемонстрировали (пример Украины у всех на глазах).
Кто же может помочь беларусам вернуть себе права на жизнь, свободу мысли, собраний, выборов? Европейские страны, США и Канада приняли соответствующие заявления и действия, которые не только позорят и обвиняют режим, но и конкретно ограничивают лидеров этого режима соответствующими экономическими и политическими санкциями. Чтобы поднять людей на дальнейшую борьбу, остаются надежды на те силы, которые сосредоточены вокруг общенационального лидера С.Тихановской – это в первую очередь все свежие политэмигранты и беларусская диаспора, осевшая в Европе и Америке в течение последних двух волн эмиграции – послевоенной и постсоветской. Кажется, теперь они все работают вместе. Об этом свидетельствует недавний Всемирный конгресс беларусов, а также многочисленные протесты беларусов за рубежом на улицах многих городов мира, которые проходят параллельно с протестами на родине.
Очевидно, что альянс беларусов за рубежом в настоящее время является единственной силой, которая может изменить статус-кво в Беларуси. Будет ли это решающим фактором, как когда-то в конце Первой мировой войны, когда польская эмиграция решила судьбу восстановления польской государственности? По крайней мере, приведенный пример дает положительный ответ. Очевидно, революцию нельзя экспортировать, но белорусы за рубежом, составляющие шестую часть беларусской нации – это свои, по беларусски мыслящие люди, к которым слова об экспорте революции не относятся. Они могут и должны поддержать нынешнюю беларусскую революцию как политическими, так и экономическими средствами. Автор статьи до недавнего времени не являлся сторонником экономических санкций, которые многими рассматриваются как эффективный механизм воздействия на правящую элиту. Однако, приведенный выше анализ показывает, что если экономическая ситуация не ухудшится, прежде всего по внутренним причинам, режим сможет выжить, демократическая революция может потерпеть поражение, а вместе с этим снова на некоторое время будет отложено строительство национального государства.
Categories: Мараль, Нацыя Беларусы, Праект "РАЗАМ", Этнацыд беларусаў
Пакінуць адказ