Резюме: “КУЛЬТУРА. НАЦИЯ”, 2020, №25 и №26

logo for chasopis

 

 

Вэб-журнал
“Культура. Нацыя”,
№ 26, Сьнежань 2020

 

 

26-й номер веб-журнала с абстрактами на английском языке и резюме на русском

Содержание всего номера журнала “Культура. Нация” (№26, декабрь 2020) и РЕЗЮМЕ смотрите ниже

Слово редактора

Пётра Мурзёнак: Революция и нация                                                             

(веб-журнал «Культура. Нация», № 26, декабрь 2020, стр.10-15, www.sakavik.net)

 

Вечер-конференция, посвященная 90-летию Владимира Короткевича

(веб-журнал «Культура. Нация», выпуск 26, декабрь 2020, с.21-65,   http://www.sakavik.net)

 

Сергей Панизник: Хомутов не знали кони предков                                             

(веб-журнал «Культура. Нация», выпуск 26, декабрь 2020, с.24-37, http://www.sakavik.net)

 

Михась Кенька: Мое участие в издании сборника произведений Владимира Короткевича                                                                                   

(веб-журнал «Культура. Нация», выпуск 26, декабрь 2020, с.38-44, www.sakavik.net )

 

Патерсон Франко Коста: Наш Короткевич бразильскими глазами         

(веб-журнал «Культура. Нация», вып.26, декабрь 2020, с.45-47, http://www.sakavik.net)

 

Пётра Мурзёнак: Человек, внёсший исключительный вклад в строительство нации                                                                                               

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.48-52, www.sakavik.net )

 

Рогачёвский дневник В. Караткевича: у истоков                                        

Кандидат исторических наук Галина Тумилович                                                       

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.53-59, www.sakavik.net )

 

Юрась Шамецька: Поэтический цикл «Таврида» Владимира Короткевича и «Крымские сонеты» Адама Мицкевича                                                                 

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.60-65, www.sakavik.net )

 

Виталь Зайка  Контроль над общественным дискурсом в Беларуси и США: парадоксы и сходства                                                                           

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.66-75, www.sakavik.net )

 

Леонид Карпович: Подвиг Юдифи … и Скорина                                                 

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.76-87, www.sakavik.net)

 

Игорь Прокопович: Тайны часовни в Козловщине                                     

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.88-96, www.sakavik.net)

 

Игорь Прокопович: НАВРЫ  (НАЎРЫ, бел.)                                                         

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.97102, www.sakavik.net)

 

Игорь Прокопович: ТЭРАЗ (ЦЕРАЗ)                                                                       

веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.103107, www.sakavik.net)

 
Вячеслав Швед, Ежи Грибовский: История Беларуси с древнейших времен до 1991 года. Издательство Варшавского университета. 2020-11-23.                                                                                                                                                 
(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.108110, www.sakavik.net)

 

Михась Кенька: перевод повести Ю.И.Крашевского “Сцены на сейме. Гародня. 1793.” (на беларусский язык)                                                                  

(веб-журнал «КУЛЬТУРА. НАЦИЯ», декабрь 2020 , выпуск 26, с.111-177, http://www.sakavik.net)

 

Игорь Прокопович    Два юмористических рассказа: «Беременная лошадь», «Адроник»                                                                                                 

(журнал «КУЛЬТУРА. НАЦИЯ», декабрь 2020 , выпуск 26, с.178-180, www.sakavik.net) 

 

Пётра Мурзёнак: Информация о деятельности Беларусского института науки и искусств Канады (БИНИМ, Канада) за период с ноября 2017 г. по октябрь 2020 г. (из отчета на общем собрании института, которое состоялось в виртуальном формате 18 октября 2020 г.)                        

(журнал «КУЛЬТУРА. НАЦИЯ», декабрь 2020 , выпуск 26, с.181-202, http://www.sakavik.net)

 

РЕЗЮМЕ

Слово редактора

Пётра Мурзёнак: Революция и нация

(веб-журнал «Культура. Нация», № 26, декабрь 2020, стр.10-14, www.sakavik.net) 

В Беларуси – революция! Так! – потому что революция – это не что иное, как попытка изменить существующую систему на новую. Люди мирно вышли на улицы, чтобы убрать авторитарную систему правления, сформированную за 26 лет первым президентом страны г-ном Александром Лукашенко, бывшим директором «совхоза – советского хозяйства», а сегодня – он последний диктатор Европы. Действительно, в Европе больше нет примеров стран, где человек так долго бы находился у власти. В мире есть такие страны, но все они не европейские: африканские (Камерун, где один и тот же человек у власти 45 лет; Экваториальная Гвинея – 41; Республика Конго – 36; Уганда – 34; Чад – 30; Эритрея – 27, Руанда – 26) или азиатские (Иран – 39, Камбоджа – 35; Казахстан – 28; Таджикистан – 28). В большинстве случаев наличие таких «долгоживущих» лидеров свидетельствует о недемократическом порядке в таких странах. 

Но, видимо, революция началась не из-за долгого правления страной одним человеком. Что же тогда произошло в Беларуси? Почему вдруг люди стали требовать освобождения политзаключенных, новых справедливых выборов, свободы – целей, которых невозможно достичь без отстранения от власти неизменного авторитарного лидера Беларуси.

Однако, диктатором Лукашенко стал не в этом году. Диктаторские манеры этого человека были заметны многим сознательными людьми из национальной среды с самого начала его прихода к власти. Они проявились в разгоне Верховного Совета Республики Беларусь; в изменении Конституции и государственной символики через спровоцированные референдумы, проводимые на фоне обещанной борьбы с коррупцией и экономического союза с Россией; в жестком подавлении любых протестов, особенно в 2006 и 2010 годах, после чего можно было говорить о почти полном разгроме оппозиции; в постепенном уничтожении всего беларуского и национально-сознательного, что во многом можно квалифицировать как этноцид беларусского народа. Создав беспрецедентные президентские полномочия, избрав ручной парламент, образовав лояльные творческие союзы и СМИ он строит русскоязычное цивильное государство. Вместе с этим,  приняв законы, по которым «нельзя стоять и хлопать в ладоши», «нельзя ходить с бело-красно-белыми шариками», «нельзя ходить по тротуарам и мирно протестовать», а сегодня нельзя стоять втроем во дворе своего дома – г-н Лукашенко «заставил» беларусов наконец выйти на улицы. 

Оказалось (!), что все наши соседи и не только, а также беларусы всего мира испытывают огромную гордость за беларусский народ, который так долго «спал», находясь под гнётом исторических условий, обстоятельств, привычной толерантности-«памяркоўнасці» и т.д., теперь вот уже более 4 месяцев подряд выходит на улицы, демонстрируя свое достоинство и выражая волю к избавлению от тирании.

Каким образом Лукашенко довел до кипения беларусов в стране, которую многие на постсоветском пространстве ставили в пример чистоты, порядка и хорошей жизни? Правда ли, что до 2020 г. Лукашенко со своими жесткими методами управления страной удовлетворял большую часть белорусского общества? Или то, что очень постепенно накапливалось на фоне многолетней лжи и обещаний, только сегодня вдруг переросло в революцию?!

Я полагаю, что презрительное отношение режима к людям во время эпидемии КОВИДа не стало толчком к революции, а было лишь фоном для неё. Основными причинами беларусской революции были недовольства и чувства обманутых людей во время и после президентских выборов, а второй причиной были боль, несправедливость и унижение во время мирных протестов, когда люди чувствовали и видели насилие, чрезмерное применение силы и нежелание властей признать протестантов людьми. Для Лукашенко люди на улицах – «головорезы, отмороженные, крысы, наемники западных спецслужб». Бесчеловечный диктатор и кровожадные собаки, закрытые балаклавами, которых он выпестовал для защиты своей неограниченной власти, вызывают только отвращение, гнев и непрощение. 

Практически во всех постсоветских странах в то или иное время происходили революции, которые прозваны цветными, но по сути были национально-освободительными. Слово «освободительные» характеризует прежде всего то, что они (революции) говорили «добрый день» национальной свободе, и «до свидания» – советскому наследию. Беларусскую революцию 2020 года можно назвать национально-освободительной лишь условно: в том смысле, что освобождение страны от злого и хитрого диктатора с просоветским мышлением можно перенести только на само слово «освобождение (от этого диктатора»). Однако после Лукашенко останется много таких же роботоподобных чиновников с тем же мышлением. Национальное освобождение от наследия прошлого произойдет не сразу. Вряд ли люстрация «роботов» поможет и будет ли она вообще полностью оправдана для всех запуганных диктатором чиновников (кроме тех, кто совершил преступления)? Будет ли само отравленное общество / население очищено во время революции и превратится в настоящую зрелую нацию? Может быть. Но не сразу. 

Революцию 1991 года, когда Беларусь обрела независимость, формально можно было назвать освободительной. Но на самом деле тогда она прошла для большинства населения относительно незамеченной. Поэтому слово «освободительная» не совсем соответствует сегодняшней беларусской революции. Национальной её тоже назвать нельзя, несмотря даже на то, что она проходит под национальными флагами. Носители революции и ее лидеры не провозглашают национальные лозунги и не ставят целей, направленных на решение национальной идеи и построение национального государства. Основные требования протестующих – освобождение политических заключенных, расследование и наказание преступлений, совершенных против народа во время протестов, и проведение новых выборов – полностью демократические требования. В то же время без их решения в будущем невозможно даже мечтать об окончательной реализации национальной идеи. Именно поэтому я называю начавшуюся в Беларуси народно-демократическую революцию «Революцией надежды-2020», которая в конечном итоге выведет нашу прекрасную европейскую страну из-под колониального евразийского рабства и позволит ей цивилизованно развиваться. Чтобы спасти будущее нации, победа в демократической революции необходима как воздух. Но как добиться этого?

Пока не кажется, что для этого есть необходимые предпосылки. Значительная часть населения не убеждена в том, что Лукашенко проиграл выборы. Да, есть много свидетельств того, что выборы были сфальсифицированы, но маловероятно, что информация о фальсификации выборов была доведена независимыми СМИ до сведения всего населения. Несмотря на сотни тысяч протестующих на улицах Минска, остальная часть двухмиллионного населения города наблюдает за демонстрациями с балконов. Очевидно, что такие массовые акции протеста это большой успех, они свидетельствуют о пробуждении нации. Ведь до недавнего времени Николай Статкевич мог вывести на улицу всего до 1000 демонстрантов. И все же, если раньше считалось, что сотни тысяч протестантов в столице будет достаточно для того, чтобы диктаторский режим отступил или отреагировал переменами, то теперь, по словам С.Алексиевич (Хартия-97, 5 декабря 2020), хотелось бы видеть миллион протестующих на улицах столицы.  

Такое ощущение, что революция замедлилась, и одна из причин этого заключается в том, что люди, которые выходят на улицы, лишены многих лидеров – многие из них за границей, другие в тюрьмах. Те горизонтальные протестные группы, которые самоорганизуются в своих кварталах, никак не могут слиться в один общий протест. Ситуация выровнялась в декабре после 4 месяцев протестов – протесты утихли, режим загнал людей новой волны оппозиции во дворы. Очень сомнительно, что скоро им удастся оттуда выйти. К 2020 году национально-сознательные силы были загнаны в гетто. В нынешней ситуации статус-кво (если ничего не изменится) власть будет проводить зачистки среди людей новой протестной волны – ведь не зря едят хлеб «чёрно-оливковые» слуги-бандиты режима в балаклавах на лицах? У беларусов нет оружия, а если бы оно и было, то пример поражения в вооруженной борьбе за национальную свободу в Чечне ясно показывает, что в наше время партизанская война не пройдёт.

Более того, Беларусь, однажды названная А.Адамовичем беларусской вандеей, фактически остается таковой до сих пор. В стране, месте паломничества в прошлом отставных советских офицеров, где до сих пор правит Лукашенко, последователь и прилежный ученик бывших советских сатрапов (Мазур, Машеров, Козлов) уже давно построена линия Сталина, а мирные протестанты, которые хотят справедливых демократических перемен, отгорожены колючей проволокой. Очень символично, что 300.000 человек под бело-красно-белыми флагами, которые они подняли как символ перемен, не допускаются к Стелле в центре Минска, потому что национальные флаги согласно заявлениям диктатора использовались коллаборационистами во время Второй мировой войны. Стена из колючей проволоки, окружающая Стеллу, стала новой стеной между новым и старым, между Востоком и Западом, между Византией и Римом. А беларусская армия в эти дни готовится к российско-беларусским учениям «Запад-2021». 

После нескольких месяцев непрерывного сопротивления, которое пока не привело к желаемым изменениям – в первую очередь, ожидаемому вылету из страны самолета с номером рейса «первый», революция переходит в хроническую фазу, где власть берёт верх. Пока что никто из ближайшего окружения диктатора не ушёл в отставку. Объявленная в сентябре внеочередная сессия беларусского парламента, посвященная рассмотрению насилия на улицах страны, не состоялась по понятным причинам. Свой очередной хитрый ход Лукашенко начал с предложения изменить Конституцию Республики Беларусь – ему нужно выиграть время. Похоже, что существующие настроения и надежды на возобновление и усиление протестов могут не сбыться к весне. Очевидно, что толерантные-соглашающиеся и расчётливые белорусы, ещё не присоединившиеся к революции, решили переждать этот момент, чтобы не стало ещё хуже, чем есть при Лукашенко. Имея  по «500» (долларов в месяц), а на самом деле по «300», возникает ощущение, что рабочие могут выйти на улицу только тогда, когда станет действительно совсем плохо, по крайней мере, при цифрах, которые ниже указанных выше. 

Кажется, у революции нет резервов, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. В истории Беларуси было немало эпизодов, когда развитие нации было непосредственно связано с влиянием внешних сил или с ослаблением могущества Восточной Империи. Следует напомнить, что создание БНР и БССР было в значительной степени обусловлено крахом царской России, Октябрьским переворотом и немецкой оккупацией, а не внутренними силами; Беларусское возрождение в 1930-е годы происходило на фоне новой экономической политики в СССР, а поворот большевиков в национальной политике на 180 градусов был вызван их желанием осуществить мировую пролетарскую революцию, в чём была причина уничтожения национально-демократических сил, мешавших им это сделать; беларусизация происходила даже во время Второй немецкой оккупации во время последней мировой войны; вторая волна беларусского возрождения в конце ХХ века. стала результатом распада СССР, слабости и хаоса в России, которые сопровождались парадом суверенитета всех 15 пост-советских республик в течение одного 1991 года. 

Слаба ли и безразлична сегодня Россия по отношению к Беларуси? Очевидно нет. Россия как главный влиятельный «регулятор» для белорусов на протяжении последних двух столетий держит руку на пульсе, и очевидно, что Лукашенко её устраивает по главной причине – сама Россия боится цветных революций. Об этом чётко говорится в указе Путина №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, 31 декабря 2015г.). Кроме того, Россия стремится к гегемонии на постсоветском пространстве, и недавние события на Южном Кавказе ярко это продемонстрировали (пример Украины у всех на глазах).

Кто же может помочь беларусам вернуть себе права на жизнь, свободу мысли, собраний, выборов? Европейские страны, США и Канада приняли соответствующие заявления и действия, которые не только позорят и обвиняют режим, но и конкретно ограничивают лидеров этого режима соответствующими экономическими и политическими санкциями. Чтобы поднять людей на дальнейшую борьбу, остаются надежды на те силы, которые сосредоточены вокруг общенационального лидера С.Тихановской – это в первую очередь все свежие политэмигранты и беларусская диаспора, осевшая в Европе и Америке в течение последних двух волн эмиграции – послевоенной и постсоветской. Кажется, теперь они все работают вместе. Об этом свидетельствует недавний Всемирный конгресс беларусов, а также многочисленные протесты беларусов за рубежом на улицах многих городов мира, которые проходят параллельно с протестами на родине. Очевидно, что альянс беларусов за рубежом в настоящее время является единственной силой, которая может изменить статус-кво в Беларуси. Будет ли это решающим фактором, как когда-то в конце Первой мировой войны, когда польская эмиграция решила судьбу восстановления польской государственности? По крайней мере, приведенный пример дает положительный ответ. Очевидно, революцию нельзя экспортировать, но белорусы за рубежом, составляющие шестую часть беларусской нации – это свои, по беларусски мыслящие люди, к которым слова об экспорте революции не относятся. Они могут и должны поддержать нынешнюю беларусскую революцию как политическими, так и экономическими средствами. Автор статьи до недавнего времени не являлся сторонником экономических санкций, которые многими рассматриваются как эффективный механизм воздействия на правящую элиту. Однако, приведенный выше анализ показывает, что если экономическая ситуация не ухудшится, прежде всего по внутренним причинам, режим сможет выжить, демократическая революция может потерпеть поражение,  а вместе с этим снова на некоторое время будет отложено строительство национального государства.

 

……………………………………………………………………………………

 

Вечер-конференция, посвященная 90-летию Владимира Короткевича

(веб-журнал «Культура. Нация», выпуск 26, декабрь 2020, с.21-65,   http://www.sakavik.net)

В субботу, 28 ноября 2020 года, состоялся вечер, посвященный 90-летию известного беларусского писателя Владимира Короткевича. Вечер был организован сотрудниками Беларусского института науки и искусства в Канаде (BINIM, Канада) при участии Ассоциации белорусов Канады. По насыщенному содержанию вечер, который шёл онлайн на три часа, без сомнения, можно назвать конференцией. Участники вечера-конференции и зрители выражают огромную благодарность её непосредственным организаторам: Владе и Юрасю Шамецькам (подготовка программы и ведение вечера), Инне и Александру Короткевичам, Сергею Мозговому (техническая поддержка трансляции), Александре Логвин, Елене Лявонченка, Валентине Шевченко, Михаилу Рыкову, Виталю Карасику, Владе Шамецька (музыкальные и литературные паузы). Представлена ​​программа вечера и материалы, присланые выступающими для нашего журнала «Культура. Нацыя». Также дана ссылка на сайт BINIM, Канада, где вы можете найти видео с этой замечательной конференции.

https://zbsb.org/news/abroad/kanadskiya-belarusy-adznachyli-90-goddze-karatkevicha-navukovay-anlayn-vecharynay/

 

………………………………………………………………………………………………………………

 

Сергей Панизник: Хомутов не знали кони предков

(веб-журнал «Культура. Нация», выпуск 26, декабрь 2020, с.24-37, http://www.sakavik.net)

Автор делится своими воспоминаниями о встречах с гениальным белорусским писателем Владимиром Короткевичем, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Эпизоды встреч с известным писателем отображены на фотографиях, сделанных автором. С.Панизник приложил к статье также четыре стихотворения, посвящённые В.Короткевичу.

 

…………………………………………………………………………………………………………………….

 

Михась Кенька: Мое участие в издании сборника произведений Владимира Короткевича                                                                                     

(веб-журнал «Культура. Нация», выпуск 26, декабрь 2020, с.38-44, www.sakavik.net )

Издательство «Художественная литература» в 2010 году начало выпуск сборника произведений В. Короткевича в 25 томах. Автор статьи рассказывает о своем опыте подготовки к изданию двух томов – 10-го, в котором публикуется роман «Черный замок Ольшанский», и 18-го, в котором собрано около 400 рисунков В.Короткевича. Автор, анализируя рисунки, пытается заглянуть в характер известного писателя.

……………………………………………………………………………………………………………….

 

Патерсон Франко Коста: Наш Короткевич бразильскими глазами         

(веб-журнал «Культура. Нация», вып.26, декабрь 2020, с.45-47, http://www.sakavik.net)

Автор отметил, что благодаря произведениям Короткевича люди переходят на беларусский язык и, соответственно, на беларусское мировоззрение. Без первого нет второго. Единственное, что действительно отличает белорусов от других народов мира – это беларусский язык. Автор заключает, что «Наш Короткевич», для него это «Наша Беларусь», о которой мы мечтаем и строим в наших сердцах, в нашей жизни, когда мы говорим и читаем по-белорусски, заботимся о белорусском наследии и продолжаем его.

 

…………………………………………………………………………………………………………..

 

Пётра Мурзёнак: Человек, внёсший исключительный вклад в строительство нации                                                                                         

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.48-52, www.sakavik.net )

Автор остановился на той части творчества В.Короткевича, которая касается ценного вклада писателя в становление белорусской нации. В галерее белорусских героев второй половины ХХ века В.Короткевич стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями, как А.Адамович, В.Быков, Л.Гениюш, М. Ермалович, В.Мулявин, Г.Цитович, которые своим жизненным поведением и творчеством создавали фундамент беларуской нации. В. Короткевич писал в 60-80-е годы прошлого века, в период дальнейшей русификации беларусов, построения коммунизма и создания нового типа человека – советского. Чтобы создавать морально-историческую основу белорусской нации в то время, нужно было иметь смелость и мужество дабы не попасть в круг конъюнктуры. В.Короткевич талантливо соединил в своих произведениях беларуский язык и историю Беларуси, что дало колоссальный результат – он навсегда оставил своему народу бесценную почву, на которой тот процветает и будет процветать в будущем. По своей легкости и увлекательности творчество Короткевича можно сравнить с произведениями А.Дюма, романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Кодом да Винчи» Д. Брауна. Произведения белорусского писателя В.Короткевича с гордостью представляют наш народ и белорусскую литературу в соцветии мировых литератур.

………………………………………………………………………………………………………………..

 

Рогачёвский дневник В. Караткевича: у истоков                                 

Кандидат исторических наук ГалинаТумилович                                               

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.53-59, www.sakavik.net )

Владимир Короткевич оставил большое наследие. Он открыл для нас новую, иную Беларусь. Он обогатил белорусскую литературу новыми жанрами и темами. Поэтому неслучайно его называли «классиком» еще при жизни. Однако наибольшее признание В. Короткевич получил уже после своего ухода. С течением времени он все больше входил в коллективное сознание и память белорусов как тот, кто вернул нам нашу историю, как тонкий мастер слова и, в целом, как один из лучших представителей белорусской нации, существование которой на сегодня не вызывает ни у кого малейших сомнений. Среди его богатого и жанрово разнообразного письменного наследия особое место занимает дневник. Небольшой по объему и описываемому периоду дневник представляет собой очень важный исторический источник для изучения как XX в., так и более ранних периодов белорусской истории, – от ВКЛ до Российской империи. В этом смысле предлагаемая статья играет как самостоятельную роль, так и может рассматриваться как вводная часть для дальнейших исторических исследований.

 

………………………………………………………………………………………………………………..

 

Юрась Шамецька: Поэтический цикл «Таврида» Владимира Короткевича и «Крымские сонеты» Адама Мицкевича                                                         

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.60-65, www.sakavik.net )

Дан сравнительный анализ творческого взаимодействия литературных произведений на примере поэтических циклов «Таврида» Владимира Короткевича и «Крымские сонеты» Адама Мицкевича. Статья подготовлена ​​для выступления на юбилейном вечере, посвященном 90-летию Владимира Короткевича, которое состоялось 28 ноября 2020 года онлайн.

 

…………………………………………………………………………………………………………….

 

Виталь Зайка  Контроль над общественным дискурсом в Беларуси и США: парадоксы и сходства                                                                           

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.66-75, www.sakavik.net )

В данной статье делается попытка разобраться в сегодняшних процессах, происходящих в Беларуси и США в области контроля над социальным дискурсом. Автор анализирует идеологии, стоящие за властями, контролирующими социальный дискурс в обеих странах. Он приходит к выводу, что обе идеологии имеют много общего и имеют один общий корень. Несмотря на то, что существует огромная разница в интенсивности контроля и наказании для тех, кто не согласен с тактикой контроля, применяемой в настоящее время в Беларуси и США, сегодняшние тенденции указывают на возможность увидеть развитие большего сходства и сближение методов, которые могут привести к потере свободы в сфере публичного дискурса, и это несмотря на различия обществ в современной Беларуси и США.

 

………………………………………………………………………………………………………………………..

 

Леонид Карпович: Подпиг Юдифи … и Скорина                                                                       

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.76-87, www.sakavik.net)

За прошедшие столетия многие художники, скульпторы, композиторы и писатели проявили особый интерес к героине, еврейке Джудит, как это описано в апокрифической книге Ветхого Завета, известной как Книга Юдифи. Л.Карпович отмечает, что белорусский публицист Францишак Скорина включил перевод Книги Юдифи в свой опубликованный перевод Библии. История Юдифи – это история храбрости в то время, когда израильтянам угрожала ассирийская армия. Полагаясь на Бога, она маскируется под доносчика, и ей разрешают войти в компанию ассирийского генерала Холофема. Её красота заставляет его поверить ей и провести с ней время. Она помогает ему опьянеть, и в конце концов он засыпает. Затем она отрубает ему голову и относит ее в мешке израильтянам. Её храбрость удерживает ассирийцев от нападения. Этот великий подвиг вдохновил многих художников нарисовать ее, и Л.Карпович включает несколько картин классических художников, изображающих Юдифь с головой Холофема, с краткими комментариями о том, как она изображена в каждом примере на марках. На обложке переведенной Скориной Книги Юдифи изображена гравюра художника с изображением Юдифи с головой Холофема. В своем предисловии к Книге Юдифи в беларуском переводе Скорина утверждает, что, как животные, птицы и насекомые помещены в их естественную среду обитания, так и Бог помещает каждую группу людей в их соответствующие места на земле, чтобы они жили и, таким образом, переживали Его благословение, оставаясь на закрепленных за ними территориях. Эти слова Скорины было переведены и использованы на 70 языках.

 

……………………………………………………………………………………………………………..

 

Игорь Прокопович: Тайны часовни в Козловщине

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.88-96, www.sakavik.net)

Автор описывает часовню-усыпальницу князей Друцких-Любецких, которая находится в деревне Козловщина (Поставский район) на местном католическом кладбище. Она был построена в 1842-43 годах из бутового камня. В полу центральной части часовни имеется закрытый люк, ведущий в склеп первого этажа, в котором есть 12 погребальных углублений. На четырех из них есть таблички с эпитафиями, на которых частично можно прочитать фамилии и даты жизни и смерти: Констанция Святополк-Мирская (1794-1865), Аделаида Святополк-Мирская (княгиня Друцкая-Любецкая, 1816-1890), князь Игнатий Любецкий (1809-…), Мария из рода Снитки, княгиня Друцкая-Любецкая (1810-1842). В советское время часовня была заброшена и разграблена. Сегодня святыня отреставрирована и действует как небольшая церковь. Часовня находится на сельском кладбище, где до сих пор сохранились захоронения, связанные с семьей Друцких-Любецких (в частности, Речица). Автор провел исследование историй жизни людей, похороненных в часовне. Автор ищет спонсоров для издания книги «Друцкие-Любецкие. Знаменитая семья на Поставщине» (около 120-130 страниц), в которой упоминаются следующие роды: Друцкие-Любецкие, Тышкевичи, Власовские, Святополк-Мирские, Ленские и некоторые другие.

 

……………………………………………………………………………………………………………………..

 

Игорь Прокопович: НАВРЫ  (НАЎРЫ, бел.)

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.97102, www.sakavik.net)

Невры – древний народ, о котором историк Геродот писал в 4-м томе своей «Истории». По его словам, это племя или группа племён проживали где-то на территории современной северной Украины и юга Беларуси. Не исключено, что отдельные их ареалы находились на северо-западе Беларуси, на Мядельщине, где компактно расположены деревни Навры и Неверы. Археологи связывают территорию расселения невров с ареалом распространения милоградской культуры. Во время раскопок большого городища у села Городище, что всего в двух километрах от Навров, ученые в нижних слоях культурного слоя обнаружили остатки керамики, по форме напоминающие аналогичные сосуды милоградской культуры. Возраст поселения (примерно 6 век до н.э.) хорошо согласуется со временем описания Геродота. Как могли имена-этнонимы давно вымершего народа дожить до наших дней? Их поселения располагались на более засушливых островах среди больших болот Габа, где раньше, вероятно, было мелкое озеро. Об этом свидетельствует карта Радзивилла 1613 года, на которой истоки реки Вузлянки находятся в большом водоеме, немного уступающем по площади озеру Нарочь. Таким образом, островная озерно-болотная изоляция древних поселений привела к сохранению их названий.

 

………………………………………………………………………………………………………………..

 

Игорь Прокопович: ТЭРАЗ (ЦЕРАЗ)

(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.103107, www.sakavik.net)

На северо-западе Беларуси существует ряд названий, основанных на слове «тэраз»: в Мядельском районе имение Терездвор под Новоселками, на Шарковщине на старинной русской карте отмечены «Тересполь» и «Тересполье», в Островце – «Терездвор». Также есть фамилии со следующим основанием: Тераз, Терешкевич, Терешкович, Терешко. Эти имена, вероятно, уходят корнями в древность. Из исторических источников известно, что у греков был бог плодородия и богатства Цераз – «брат» славянского Купалы; в Древнем Риме был распространен культ богини полей и земледелия Цереры. Отсюда следует, что некоторые географические названия на нашей территории с основанием «тэраз» могли возникнуть как ассоциации с богиней плодородия Церерой или богом Церазом. В любом случае за основу было положено имя или фамилия. В недавнем прошлом довольно распространенным женским именем была Тереза. Не исключено, что название Тераз (Цераз) преобразовалось в Украине в Тарас, в Беларуси – в Цярэн.
Пришло оно, вероятно, из Придунайского региона. Имя Терас было очень популярно в династии царей фракийского племени одрисцев. По словам исследователя З.Арчибальда, составившего их пятиколенную родословную, это имя встречается четыре раза. Хотя эти исторические события произошли очень давно и вдали от наших мест, но их следы в виде национальной памяти и топонимии отражаются на нашей земле.

 

…………………………………………………………………………………………………………………..

 

Вячеслав Швед, Ежи Грибовский: История Беларуси с древнейших времен до 1991 года. Издательство Варшавского университета. 2020-11-23.                                                                                                                                                 
(веб-журнал «Культура. Нация», вып. 26, декабрь 2020, с.108110, www.sakavik.net)
Авторы представляют историю Беларуси с древнейших времен до 1991 года, когда на карте мира появилось независимое беларусское государство. Цель учебника – познакомить польского читателя с историей беларусских земель в политическом, этническом, культурном и экономическом аспектах. Авторы также обращают внимание на спорные вопросы, вызывающие постоянный интерес в Польше и Беларуси. Новизна данного издания заключается в подаче материала. Они отошли от традиционной хронологической системы и решили использовать фактическую (проблемную) систему, которая позволяет более подробно излагать факты и проводить их анализ. Монография адресована как представителям академического сообщества, так и всем, кто интересуется историей нашего восточного соседа.

……………………………………………………………………………………………………..

 

Михась Кенька: перевод повести Ю.И.Крашевского “Сцены на сейме. Гародня. 1793.” (на беларусский язык)                                                            

(веб-журнал «КУЛЬТУРА. НАЦИЯ», декабрь 2020 , выпуск 26, с.111-177, http://www.sakavik.net)

Михась Кенька представляет вторую часть перевода повести «Сцены на сейме» польского писателя Юзэфа Крашевского на беларусский язык. В романе рассказывается о последнем сейме независимого польского государства – Речи Посполитой. Этот сейм длился в Гродно с 17 июня по 23 сентября 1793 года. Первая часть перевода представлена ​​в предыдущем 25-м номере журнала «Культура. Нация».

 

…………………………………………………………………………………………………….

 

Игорь Прокопович    Два юмористических рассказа: «Беременная лошадь», «Адроник»                                                                                   

(журнал «КУЛЬТУРА. НАЦИЯ», декабрь 2020 , выпуск 26, с.178-180, http://www.sakavik.net)

Два юмористических рассказа из жизни белорусских крестьян объединяет одно – все они отражают незатейливый и простой народный юмор.

……………………………………………………………………………………………………………………..

 

Пётра Мурзёнак: Информация о деятельности Беларусского института науки и искусств Канады (БИНИМ, Канада) за период с ноября 2017 г. по октябрь 2020 г. (из отчета на общем собрании института, которое состоялось в виртуальном формате 18 октября 2020 г.)

(веб-журнал «КУЛЬТУРА. НАЦИЯ», декабрь 2020 , выпуск 26, с.181-202, http://www.sakavik.net) 

БИНИМ, Канада, насчитывает 22 члена. 20 января 2019 года БИНИМ, Канада был зарегистрирован как некоммерческая федеральная организация. Деятельность института осуществляется в соответствии с Уставом. БИНИМ, Канада профинансировал регистрацию, издание в Беларуси книги «(Не)расстрелянная поэзия», приезд Н.Гордиенко, пишущая книгу о белорусской диаспоре в Канаде, частично постановку спектакля «Улица Гениюш». Благодаря А.Каралькевичу сайт института http://www.binim.org был существенно воссоздан. Деятельность института освещалась также в журнале «Культура. Нация» (www.sakavik.net) и в других изданиях. Некоторые мероприятия проводились совместно с другими организациями, в частности, с Ассоциацией белорусов Канады. 

Среди наиболее значимых мероприятий – празднование 100-летия Белорусской Народной Республики, которое прошло в Парламенте Канады с беспрецедентным успехом и, по мнению многих, стало одним из лучших среди белорусской диаспоры всего мира: более 180 гостей, выставка белорусских книг, вкусные и разнообразные угощения. Было проведено несколько концертов, музыкальных и поэтических вечеров, презентаций книг. Доклады трех наших друзей – Г.Тумилович, Ю.Шамецьки и П.Мурзёнка – были приняты в программу X Международного конгресса исследователей стран Центральной и Восточной Европы (ICCEES), который состоится в августе 2021 года в Монреале. Сотрудниками института опубликовано 5 книг и более трех десятков статей, в основном в журнале «Культура. Нация» (основан в 2012 году П. Мурзёнкам). С тех пор вышло 25 номеров журнала, в которых опубликовано более 130 статей 44 авторов. Почти 60% читателей интернет-журнала – читатели из Беларуси. В 2018 году было было решено вручать дипломы БИНИМ, Канада, лицам, внесшим важный вклад в развитие и распространении беларусской культуры и исследований в Канаде, Беларуси и в других странах. В 2018 и 2019 гг. дипломами БИНИМ, Канада награждены 22 человека, в том числе 12 сотрудников института (дипломы вручены по 8 проектам). 9 членов БИНИМ, Канада награждены медалью «100 лет БНР». БИНИМ, Канада был представлен ​​на различных мероприятиях в Канаде. В частности, на двух украинских фестивалях, the Capital Ukrainian Festival (2018 и 2019), в День памяти жертв коммунизма и нацизма в Европе (2018-2020), в котором принимают участие представители Беларуси, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Украины.

………………………………………………………………………………………………………………

 

Следующий Номер 27 журнала выйдет в апреле 2021 года

 

………………………………………………………………………………………………………….

 

Вэб-журнал
“Культура. Нацыя”,
№ 25, Апрель 2020

Пётра Мурзёнак: Слово редактора к №25 вэб-журнала «Культура. Нацыя», Апрель 2020

(вэб-журнал «Культура. Нацыя», №25, апрель 2020, с. 4-10,  www.sakavik.net)

Пандемия, вызванная вирусом COVID-19, распространяется по всему миру и по всей Беларуси. Много информации об этой вирусной инфекции доступно онлайн и в других средствах массовой информации. Многое еще неизвестно об этом инфекционном заболевании, однако ясно, что в основном погибают беззащитные пожилые люди, иногда ослабленные другими хроническими заболеваниями. Пик инфекции, похоже, прошел в странах, где она началась – в Китае, Южной Корее, Сингапуре, Вьетнаме. В Европе, Америке, Африке – она всё ещё регистрируется  больше и больше. Число необратимых жертв во всем мире на 29 апреля 2020 года, за четыре месяца с начала эпидемии, превысило 219 000 случаев смерти, главным образом от пневмонии, и более 3,2 миллиона инфицированных людей.

Пока нет вакцин, нет конкретных лекарств для борьбы с этим вирусом. Я бы очень хотел видеть как можно меньше жертв этой вирусной болезни в мире и в Беларуси. Поэтому я хочу поблагодарить всех медицинских работников – врачей,
сестёр, эпидемиологов, которые находятся на передовой и борются за спасение больных людей. Особенно хочу выразить свою солидарность с сокурсниками и выпускниками Минского государственного медицинского института – не болейте, будьте здоровыми, заботьтесь о своих близких и любимых.

На фоне инфекций и проблем со здоровьем на задний план отошли (так кажется) различные локальные войны в мире, в том числе экономические стычки, которые наблюдались между Беларусью и Россией в прошлом году и вначале этого года. Казалось, они нашли выход в другом направлении. С учетом напряженности, вызванной принятием 33 дорожных карт, созданием наднациональных органов Союза Беларуси и России, это как-то трансформировалось в изменение Конституции Российской Федерации и наполовину неясные договоренности о поставках нефти и газа из России в Беларусь. Однако как национально-сознательная, так и правящая элита Беларуси осознают, что эта передышка носит временный характер. Аппетиты кремлевских бояр всегда жадные и с большой вероятностью их дальнейшее поведение довольно легко можно предсказать – курс «мягкой экономической колонизации» Беларуси будет продолжен «не мытьём, так катаньем». Ну, не начаинать же вторую войну с восточными славянами ?!

Вряд ли вечного агрессора смогут остановить заявления г-на Помпео, госсекретаря США о том, что американцы готовы чем-то поддержать белорусское правительство – ну, по крайней мере, сказать, что белорусы могут покупать в США столько нефти, сколько захотят (по мировым ценам). Но её все еще нужно привезти. Попытки правительства Лукашенко найти надежные способы доставки нефти из других источников сейчас и раньше (Венесуэла, Азербайджан, Норвегия) так и не закончились созданием Балтийско-Черноморского коллектора или, по крайней мере, прокладкой трубы от портов Балтики до белорусских НПЗ. Тем не менее, здесь есть что сказать и положительное – по крайней мере, в последние годы в результате многих споров с Россией были разработаны алгоритмы альтернативных поставок нефти (закупки, трубопровод Одесса-Броды, танкеры и т. д.).

Однако речь идет не только о нефти. Беларусь давно угодила в сферу геополитических интересов России и, более того, в 1999 году подписала соглашение о создании Союза двух стран. Кстати, никто не спрашивал согласия белорусского народа. Очевидно, что Союз России и Беларуси является политическим союзом, а на референдуме 1995 года, инициированном Первым Президентом Беларуси, г-ном Лукашенко, белорусский народ поддержал его курс только на экономическую интеграцию с Россией. И что теперь делать? Как выбраться из ловушки? Украина попробовала, кажется у неё получается. Да, через жертвы, но получается! Хотя взамен она получила хроническую войну на Донбассе и потеряла Крым, из которого Россия образует непотопляемый авианосец. Для Беларуси пока нет ответов на эти вопросы сегодня, прежде всего з-за того, что «кто сильнее, тот и прав».

К сожалению, для этого есть и другая причина – происходит новый передел мира. Спустя 30 лет после распада СССР Россия вновь пытается восстановить свою прежнюю доминирующую роль в мире. Украина, Беларусь, другие соседи – только жертвы этой мести. Роль, которую отыгрывала ООН как орган коллективной безопасности после Второй мировой войны, теперь нивелирована. Создание подобных органов (Вестфальский мирный договор, Лига Наций) обычно происходило после кровопролитных войн, когда державы-хищники делили то, что, по их мнению, теперь надолго должно принадлежать им. Но история повторяется. Может ли современный мир остановить новую бойню? Есть ли у мировых лидеров ум и желание придумать другие способы потратить неразумную энергию, например, победить COVID-19, остановить изменение климата, накормить голодных? Я хотел бы очень дождаться такого времени.

А тем временем беларусская правящая элита неосознанно участвует в опасных играх с Россией. Стоимость этой игры – будущее беларусской нации.

Приятного чтения нового номера.

Пётра Мурзёнак, главный редактор журнала

30 апреля 2020 года, Оттава

……………………………………………………………………………

Сергей Панизник: Материк матерей – отчизна отцов  (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», выпуск 25, апрель 2020, с.11-18, www.sakavik.net)

В этом году белорусская общественность будет отмечать круглые даты рождения ряда известных людей, которые внесли значительный вклад в развитие белорусской нации. Оригинальные материалы прислал член нашей редакции, поэт, писатель и неутомимый летописец г-н Сергей Панизьник. Он прислал как даты жизни известных белорусов, так и стихи, посвященные некоторым из них. Редакция искренне благодарит господина С.Панизника за его работу и добрую память.

………………………………………………………………………………………

 

Пётра Мурзёнак: Люди Оттавского отделения Белaрусско-Канадского Альянса (1997-2019)       (резюме)                                                                           (журнал «Культура. Нацыя», выпуск 25, апрель 2020, с.19-31, http://www.sakavik.net)

В статье рассказывается о жизни белaрусской общины в Оттаве за последние два десятилетия. В ней подробно описываются различные мероприятия, в том числе, празднование Национального дня (25 марта), концерты, официальные и неформальные встречи, работа белaрусской субботней школы, а также имена наиболее активных людей.

…………………………………………………………………………………………

Пётра Мурзёнак, Зина Гимпелевич  Белорусский институт науки и искусства, Канада, 1967–2019    (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», выпуск 25, апрель 2020, с.32-46, www.sakavik.net)

Деятельность Института (БИНИМ, Канада) освещается в раннем периоде, в 1986–2016 гг.  и в текущем периоде (с 2017 года). Статья включает в себя: историю БИНИМ, Канада; участие членов института во многих форумах, на которых были представлены беларусские доклады, сотрудничество с учеными из других стран, которые изучают беларусскую тематику, организация выставок. В конце статьи представлен список из 41 книги, опубликованных сотрудниками института.

…………………………………………………………………………………………

Екатерина Музыченко, Лариса Скрипко, Игорь Прокопович: Органная культура Поставского раёна          (резюме) 

(журнал «Культура. Нацыя», выпуск 25, апрель 2020, с.47-59, www.sakavik.net)

Во время исследования мы совершили поездки в населенные пункты района, где сейчас работают органы (Поставы, Камаи, Лынтупы, Лучай), провели встречи со священниками и органистами и записали интервью с ними; осмотрели органы, их состояние, возраст, конструктивные особенности и записали их звучание. Описана история девяти Поставских органов, представлены органисты, рожденные в Поставском районе, освещены фестивали органной музыки (2013, 2015-2017).
Для популяризации органной культуры был разработан туристско-экскурсионный маршрут «Дорога к королю инструментов». Планируется сделать качественную запись звучания органов Поставского района в исполнении местных и известных в стране органистов, издать музыкальный компакт-диск «Звучат органы Поставского района», снять документальный фильм.

………………………………………………………………………………………………

 

Интэрвью Натальи Гардзиенка с редактором журнала «Культура. Нацыя»  (резюме)

(журнал «Культура. Нация», выпуск 25, апрель 2020, с.60-66, www.sakavik.net)

Наталия Гардзиенка, кандидат исторических наук, известный исследователь беларусской диаспоры, автор более 30 книг, посвященных этой теме. Она ответила на несколько вопросов, которые касались специфики исследования проблем диаспоры, роли послевоенной и постсовесткой диаспоры в развитии беларусской нации, а также о своих дальнейших творческих планах.

………………………………………………………………………………………

 

Алесь Карлюкевич: Послесловие к книге «Францыск Скарына на языках народов мира». Предисловие Алеся Суши. 4-е изд., доп. Минск: Типография Я. Коласа, 2019. 152 с .: ил.  (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», выпуск 25, апрель 2020, с.67-70, www.sakavik.net)

Автор информирует о публикации 4-го дополненного издания книги «Францыск Скарына на языках народов мира». В книге даётся перевод предисловия к книге Ф. Скарыны «Юдифь» на 70 языков мира. Это предисловие яркий образец любви Ф.Скарыны к своей родине и гордости за неё. В аннотации приводятся сведения о некоторых переводчиках (Норберт Рандау, Владимир Чапега, Гаo Манг).

…………………………………………………………………………………………

 

Язеп Квач: Невыдуманные истории (представлены на оригинальном языке рассказчиков)    (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», апрель 2020, выпуск 25, с.71-95, http://www.sakavik.net)

Представлены короткие реальные истории о жизни жителей села, о судьбе детей и семей, вывезеных на работы в Германию, представлены необычные жизненные истории людей во время и после Второй мировой войны. Записи сделаны автором в Шарковщинском районе Витебской области (продолжение, начало читайте в предыдущем, 24-м номере журнала, ноябрь 2019).

…………………………………………………………………………………………

 

Дарья Данилевич, Алиса Януш, Игорь Прокопович    Наследие рода Друцких-Любецких в Поставском районе  (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», апрель 2020, выпуск 25, с.96-118, http://www.sakavik.net)

В статье представлены результаты изучения наследия Друцкого-Любецкого в Поставском районе. Друцкие-Любецкие, известный род на территории ВКЛ, Содружества Двух Народов и Российской империи, оставили богатое культурное наследие на территории северо-западной Беларуси. Представители поставской ветви этого рода, такие как Ануфрий, Игнатий Станислав, и Владимир Друцкие-Любецкие, Святополк-Мирские, Ленские, Галеры и другие, оставили после себя усадебно-парковые ансамбли в Маньковичах и Козловщине, храмы и часовни в Асинагородке, Козловщине, Маньковичах, Воронце, Ажунах, железнодорожный вокзал Навадруцк в «белорусском Париже», сельскохозяйственное училище в Воронце, научную работу «Материалы по истории и географии Дзисненского и Вилейского уездов Виленской губернии».

…………………………………………………………………………………………

 

Игорь Прокопович:   Беата Тышкевич и Поставщина    (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», апрель 2020, выпуск 25, стр. 119-123, http://www.sakavik.net)

Беата Тышкевич – известная польская актриса. В ее творческой судьбе более пятидесяти фильмов. Она родилась в Вильнюсе в 1938 году, живет в Польше. Какое она имеет отношение к Поставскому краю? Оказывается, очень даже родственное. Родовые нити связывают её с деревней Козловщина, которая лежит на востоке Поставского района. Генрих Тышкевич, владелец довоенного большого имения Козловск, является родным братом ее отца, Кристофа. В статье излагается история имения и характер деятельности ее владельцев, представлены современные снимки бывшего имения.

……………………………………………………………………………………

 

Олег Рудаков:  О презентации фильма «Бенедикт Дыбовский. Тайны Священного моря» и книги А.Рудакова «Очерки, рассказы и сказки белорусов Иркутской области»  (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», апрель 2020, выпуск 25, с.124-127,  www.sakavik.net)

Иркутский Белорусский клуб «Крывічы» организовал в марте 2020 две презентации: фильма «Бенедикт Дыбовский. Тайны Священного моря» (проект «100 имен Беларуси») и книги А.Рудакова «Очерки, рассказы и сказки белорусов Иркутской области». Бенедикт Дыбовский родился в Беларуси, неподалеку от Молодечно, к 30 годам профессор зоологии Варшавского университета, экспедиции по всему миру, награды, признание в научных кругах… Участник восстания 1863 года, сослан в Сибирь. Описал много новых видов рачков, доселе неизвестных науке, и прочую живность озера Байкал. Книга А. Рудакова является историей переселения белорусов в Иркутскую область. Только по Столыпинской реформе (1906-1912) сюда переселилось около 300 тысяч беларусов. Сегодня в области проживает около 50 тысяч беларусов.  В Альманахе представлены труды 22 авторов. Большинство авторов пишут о себе, о своей семье, о своём роде. Это издание является первой попыткой осмысления вклада беларусского народа в развитие Прибайкалья.

…………………………………………………………………………………………

 Михась Кенька: перевод повести Ю.И.Крашевского “Сцены на сейме. Гародня. 1793” (на беларусский язык)  (резюме)

(журнал «Культура. Нацыя», апрель 2020, выпуск 25, с.128-205, http://www.sakavik.net)

Михась Кенька представляет перевод повести «Сцены на сейме» польского писателя Юзэфа Крашевского на беларусский язык. Вторая часть перевода будет представлена ​​в следующем 26-м номере журнала «Культура. Нация».

………………………………………………………………………………………

%d bloggers like this: